карта пятин новгородских 862Земли, Всеволожского района, который является частью Карельского перешейка, обитаемы с доисторических времён. Древнейшее население появилось здесь уже в IV—III тысячелетиях до нашей эры. Об этом свидетельствует обнаруженная в районе Каменногорска (на реке Вуокса) стоянка первобытного человека. В русских летописях IX—XI вв. встречается упоминание о русских и карельских поселениях к северу от Невы.Ещё в 1042 сын киевского князя Ярослава Мудрого Владимир установил границу русских владений по реке Кюменне (фин. Kymijoki) в 100 км западнее Выборгского залива. Так же в лесах Карельского перешейка еще можно встретить рубежные камни, отмечающие границу 1323 года. Территория издавна принадлежала Великому Новгороду как часть Водской Пятины. В состав Московского государства эти земли вошли в XV веке при Иване III. В древности по ним проходил знаменитый путь «из варяг в греки».

Карта Ингерманландии 1727 г. Река Лубья имеет другое русло, чем сейчас.

Упоминание об Ингерманландии встречается в Оброчной книгой Водской пятины 1500 года. За обладание этими землями шла упорная борьба между Россией и Швецией. По условиям Столбовского мирного договора 1617 г. Ижорские земли отошли Швеции и стали именоваться Ингрией или Ингерманландией. И только во время Северной войны Пётр I вернул эти земли России. Что же это за загадочная Ингермандландия? В сагах есть упоминание, что когда дочь шведского короля Олафа Шётконунга, принцесса Ингегерда в 1019 году выходила замуж за новгородского князя Ярослава Мудрого, то в приданое (вено) получила город Альдейгьюборг (Старая Ладога) с прилегающими землями, которые получили с тех пор название Ингерманландии (земли Ингегерды).

Настоящее происхождение названия связано с названием финского племени ижора, именуемого у соседей inkeri (финск.) или ingeri (эстонск.), Ingermaa — «земля ингеров»(швед. Ingermanland, фин. Inkeri или Inkerinmaa, эст. Ingeri или Ingerimaa; Ингрия, Ижора, Ижорская земля) Этот регион расположен по берегам Невы, ограниченный Финским заливом, рекой Нарвой, Чудским озером на западе и Ладожским озером с прилегающими к нему равнинами на востоке. Границей с Финской Карелией считается река Сестра.

финляндия1917Пётр I основал на территории Ингерманландии «герцогство Ижорское». Первым (и последним) герцогом Ижорским стал Александр Меншиков. В 1708 территория была преобразована в Ингерманландскую губернию (с 1710 — Санкт-Петербургская, в 1914—1924 Петроградская губерния).

Сразу после Октябрьской революции 1917 года северная часть Ингерманландии при поддержке независимой Финляндии провозгласила государственный суверенитет (республика Северная Ингрия со столицей в деревне Кирьясало во Всеволожском районе Ленинградской области). С 1927 года территория Ингерманландии входит в состав Ленинградской области. В 1927—1939 годах существовал Куйвозовский финский национальный район. Далее в 1939 году началась советско–финская война.

А теперь немного подробностей об истории деревни Кискелово и соседних поселений. История, у каждой земли, в той или иной степени интересна, но она своя, но она есть.

1834  Карта Ф.Ф.ШубертаКискелово (фин. Kiiskilä) -название происходит от финского kiiskilla — ершовое местоингерманландия. Расположена в непосредственной близости к деревне Лесколово, на дороге соединяющей Лесколово и Лехтуси. Прежние названия: Кискилева, Киськелова. Деревня Кискилева, впервые упоминается на карте Санкт-Петербургской губернии Ф. Ф. Шуберта в 1834 году. КИСЬКЕЛОВО — деревня принадлежала дворянке Гомазовой, по данным 1856 года. С 1896 года деревня входит в состав Куйвозовского сельского общества, а с 1926 года в Лесколовский сельсовет. Упомянута на этнографической карте Санкт-Петербургской губернии П. И. Кёппена 1849 года, как деревня «Kiiskilä», населённая ингерманландцами-эурямёйсет. В сороковых годах деревня насчитывала 30 дворов и до 1942 года являлась местом проживания ингерманландских финнов.

План деревни Аннелова (Аньялово). 1885 г.

граф ТолстойАньялово(фин. Anjala) — деревня на реке Авлога, севернее Невской птицефабрики. Название происходит, по одной из версий от одного из карта 1885годстарых имен реки Авлога (Вола, Влога, Никулас, Анига, Явлога) — «Анига», по другой версии от финского имени Анья. Первое картографическое упоминание — селение «Аннилова», происходит на карте Санкт-Петербургской губернии Ф. Ф. Шуберта в 1834 году. В числе прежних названий Аннилова, Аннелово, Ангелово. В 1838 году по данным списков населенных мест Всеволожского района принадлежала Надежде Кандиб, Генерал-Майорше, позже, в 1856 году хозяйкой становиться жена Губернского Серетаря Ильина.

 

 

С 1896 году деревня входит в Куйвозовское сельское общество, а с 1905 года в селение Гарболовского сельского общества Кувозовской волости. При Советской власти деревня закреплена за Лесколовским сельсоветом, а в 1930-е годы в Аньялово был организован финский колхоз «Ranvas (Roivas)». До 1942года это было место проживания ингерманландских финнов.

Лехтуси(фин. Lehtusi, Lehtoinkylä) — деревня. Первое картографическое упоминание — селение «Lehtis», в 1676 году на «Карте Ингерманландии: Ивангорода, Яма, Копорья, Нотеборга». Название происходит от финского «lehto» — роща. Прежне имела названья Лехтос, Лехтус, Лехтусы, Лехтуссы. Лехтос – деревня по данным 1838-1856 годов принадлежала Графу Александр Остерману Толстому, герою Отечественной войны 1812 года. На этнографической карте Санкт-Петербургской губернии П. И. Кёппена 1849 года, упомянута как деревня «Lehtois», населённая ингерманландцами-эурямёйсет.

С 1896 года деревня в состве Лехтусского сельского совета. В 1914 году в деревне работала земская школа (Лехтусское училище), учителем в которой был Бернгардт Иосифович Узай.

В 1926 году был организован Лехтуский финский национальный сельсовет, население которого составляли в большинстве финны, русских было немного. Современная деревня Лехтуси — результат слияния в 1930-е годы, трёх смежных ингерманландских деревень Lehtusi (Лехтуси), Lehtoinkylä (Лехтонкюля) и Kyyrähaka (Кюрехага). Тогда их жители были объединены в колхозы «Ударник» и «Торфоразработчик». Национальный сельсовет был ликвидирован весной 1939 года. В сороковые года деревня насчитывала 47 дворов. До 1942 года — место проживания ингерманландских финнов. В Лехтуси находится загородный учебный центр Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского. (Полк обеспечения учебного процесса — войсковая часть 39985). Также расположен отдельный гарнизон для проживания семей военнослужащих — Военный городок № 61.

Хиттолово(фин. Hittola) — деревня в 2,5 км от железнодорожной платформы Осельки. Прежние названия Гитола, Гиттула, Хиталова. Хиттолово соединяют две дороги — через садоводства до Токсовского шоссе и в сторону платформы Осельки (до трассы Осельки — Токсово). Хиттолово располагается между двух озёр — южного Сювеярви (Глубокое) и северного — Мадалаярви (Мелкое) на реке Авлоге. Название происходит от фин. hitto — черт, нечистая сила, отсюда «hittola» — место, где водится нечистая сила.

Близ старой дороги между Токсовом и Хиттоловом лежит «Чёртов камень» (Pirukivi).чертов камень

По преданию, в стародавние времена на этом валуне сидел чёрт и соблазнял проходящих и проезжающих здесь людей с целью похитить их души. На камне отпечатаны древние магические петроглифы. Координаты камня: lat=60.1927 lon=30.5527.

 

Впервые упоминается в «Переписной окладной книге Водской пятины» 1500 года, как несколько деревень Гитола.

Карта Ингерманландии Ивангорода, Яма, Копорья, Нотеборга. 1676г.Картографическое упоминание Хиттолово, происходит во второй половине XVII века, это селение Hittola, на карте Ингерманландии штабс-капитана Бергенгейма, составленной в 1827 году, по шведским архивам и по состоянию на 1676 год. В 1727 году, на карте А. Ростовцева, оно упоминается, как Гиттула, в 1770 году на карте Санкт-Петербургской губернии Я. Ф. Шмита, как Хитола, и наконец в 1852, как Хиттолова. По данным 1838-1856 годов принадлежала деревня ведомству коменданта Санкт-Петербургской крепости. На этнографической карте Санкт-Петербургской губернии П. И. Кёппена 1849 года, упомянута как деревня «Hittola», населённая ингерманландцами-эурямёйсет. Позже Хиттолово входило в мызу Токсово, принадлежавшую ведомству Казённой палаты.

В 1914 году в деревне работала земская школа (Хиттоловское училище), учителем в которой была Имма Ивановна Паукку. В 1926 году Хиттолово в составе Койвукюльского сельсовета Токсовской волости. Основное население составляли финны-ингерманландцы.

Анатолий ИваненВ 1930-е годы на землях деревни Хиттолово были организованы колхозы: «Луото» («Островок»), «Войма» («Мощь») и «Савутус» («Достижение»). Ранее, до войны, деревня располагалась немного севернее. В начале 1940-х прежние постройки (а в деревне было около ста зданий) солдаты разобрали на блиндажи. До 1942 года здесь проживали ингерманландские финны. В 1954 году началось возвращение жителей в деревню.

В Хиттолове родился (17.04.1950) и жил до 2000-х годов русский поэт, член Союза писателей России Анатолий Вильямович Иванен — ингерманландец по рождению (родовой дом матери — около древнего селения Колтуши, отца — на кавголовских холмах), но русский по душе поэт, что замечаешь мгновенно. Автор поэтических книг «Ветер с Ладоги» (Москва, 1985), «Венцы» (Ленинград, 1987). Печатался во многих журналах от Ленинграда до Сибири, в том числе в «Севере «.

РОДСТВО

Где Ингрия и Водская пятина?
Гардарика, когда она была?
Года идут, и памяти плотина
в пучине лет немало сберегла.
Пусть обмелела светлая Ижора,
и чуди нет на озере Чудском,
и Ладога на Волхове — не город…
Былинные останки под песком.
Пусть племена, плененные Невою,
давно свои не помнят имена.
Не разорвать извечное родство их,
доколе Русь стоит, себе верна!

 

Гапсары(фин. Haapsaa— Осиновый остров) — деревня, рядом с железнодорожной станцией Пери. Прежде именовалась Хаппасари, Гопсары, Гопсари, Гапсарь, Гапсари. Гапсары существовали ещё в XVII веке, но располагались чуть дальше — на холме, где сейчас территория покрыта лесом. Первое картографическое упоминание деревни Гапсары, относится к первой трети XVII века, это селение Happasari на карте Нотебургского лёна, П. Васандера. Принадлежала деревня супругам Чивилёвым, чиновникам 5-го класса. К 1885 году население уменьшилось до 3 дворов. Упомянута на этнографической карте Санкт-Петербургской губернии П. И. Кёппена 1849 года, как деревня «Haapsara», населённая ингерманландцами-эурямёйсет. С 1896 года в составе Куйвозовского селького общестива. В начале 1940-х деревню Гапсары снесли. Это было связано с тем, что там жили ингерманландские финны, подвергшиеся депортации. В 1950-х будущие гапсарцы заново основали уничтоженную деревню. Дело в том, что в Верхних Осельках, где они до этого жили, строить новые дома запрещалось, в связи, с чем жители нелегально захватили несколько участков на другой стороне железной дороги. Эта земля принадлежала совхозу «Красный сеятель». Сначала руководство совхоза воспрепятствовало неразрешённой застройке территории, а потом смирилось. Так на карте вновь появилась деревня Гапсары.

 

План деревень Осельки. 1885 г.

Оселки карта 1885 годаВерхние Осельки (фин. Ylä Osselki) — деревня, недалеко расположена железнодорожная станция Пери. Есть предположение, что название это финское, от слова uusiselkä, что означает новая гряда. Известно, что по Карельскому перешейку прошёл ледник, который оставил после себя гряды и валуны, сохранившиеся до сих пор. Первое картографическое упоминание — на карте Санкт-Петербургской губернии Ф. Ф. Шуберта в 1834 году. Осельки – достаточно протяженный населенная местность и владельцев мыз и деревенек под оным названием было достаточно много. Это и Надворная Советница Софья Кетцлер, чета чиновников Чивилевых, позже их потомки и Граф Шувалов (Осельковские Фермы)

В 1905 году землевладельцами в Осельках были:

• Генрих Юлианович Борисович, дворянин, Осельки (Александровка), 99 десятин 1916 кв. саженей.
• Елисавета Эммануиловна Гильбих, бракоразводная жена потомственного почётного гражданина, Осельки (Софиен-Гоф),         18 десятин.                                                                                                                                                                                                                          План деревень Осельки. 1885 г.
• Вера Павловна Кетцлер, вдова дворянина, Осельки, 192 десятины 923 кв. сажени.
• Наследники Августы Фёдоровны Климовой, вдовы мещанина, Осельки (Штекфельд), 45 десятин.
• Екатерина Адольфовна Комисарова, вдова личного почётного гражданина, Осельки (Адольфовка и Ново), 291 десятина 1096 кв. саженей.
• Владимир Порфирьевич Макалинский, дворянин, Осельки (Лилиен-Труд), 65 десятин.
• Иван Емельянович Постников, купец 2-й гильдии, Осельки (Фёдоровка), 40 десятин.

В Верхних Осельках была деревянная церковь в имении Бурениных «Мыза Америка» построена в 1869 году. Церковь закрыта в 1931 году и не сохранилась. Только в переписи населения 1939 года появилось разделение на Верхние и Нижние Осельки. До 1942 года это было место проживания ингерманландских финнов. На вершине гряды расположились Верхние Осельки в отличие от Нижних Осельков, находящихся чуть ниже по склону. Верхние Осельки практически слились с расположенными по соседству дачными массивами, существующими на протяжении нескольких десятилетий, имеющими собственную систему улиц. Значительную часть населения Верхних Осельков составляют цыгане. В посёлке проживает одна из крупнейших цыганских общин Ленинградской области. Цыгане живут изолированно от остального посёлка, проблем на национальной почве практически не бывает.

План деревни Лесколово. 1885 г.

Лесколова карта 1885 года

Лесколово (фин. Lieskola, Lieskula) — деревня. Прежние название Лесколова. В деревне есть остановочный пункт Приозерского направления Октябрьской железной дороги — железнодорожная платформа 39-й км. Лесколово возвышается над полями на высоком холме, на вершине которого порывы ветра, порой достигают нескольких десятков метров в секунду. По одной из версий название происходит от финских «liesi» — очаг и «kylä» — деревня. Деревня Лесколово, впервые упоминается на карте Санкт-Петербургской губернии Ф. Ф. Шуберта в 1834 году. В 1856 году владельцами деревни были наследники Тайного Советника Лошкарева. После 1896 года входит в Куйвозовское сельское общество. В середине XIX века, владельцы усадьбы в Лесколово, разбили фруктовый сад и пейзажный парк, создали различные по форме пруды. Сегодня от имения остался лишь заросший прямоугольный пруд, в центре которого образовался такой же прямоугольный островок.

 

 

Николай Александрович ВельяминовВ 1913 году, Лесколово перешло во владение профессора Николая Александровича Вельяминова(1855—1920) — русский врач, лейб-медик, академик медицины, профессор Императорской Военно-медицинской академии, директор Максимилиановской клиники, издатель журнала «Русский хирургический архив». В 1926 году деревня числится в составе Лесколовского сельсовета. В том же 1926 году был организован Лесколовский финский национальный сельсовет, население которого составляли в основном финны и в меньшей степени русские. В 1930-е годы в Лесколово был организован финский колхоз «Säde» («Луч»). Национальный сельсовет был ликвидирован весной 1939 года. В 1940 году деревня насчитывала 38 дворов. До 1942 года — место проживания ингерманландских финнов.

 

Деревня Куйвози 1911г.Название деревни Куйвози(в древности — Куйвоши, в XVI веке — Куйвоша, в начале XVIII века — Куйвас) — слово финно-угорского происхождения. «Куйво» (фин. kuivo) означает «сухой», «куйвасса» (фин. kuivassa) — «в сухом месте». Дата основания селения достоверно неизвестна, однако, скорее всего оно возникло не позднее XII века близ древних путей.

 

 

Селение Куйвози впервые упоминаетсяв «Книге Вотской пятины, письма Дмитрия Васильевича Китаева и Никиты Губы Куйвози карта 1885 годаСеменова сына Моклокова, (1499—1500) года», тогда же оно становится центром Иванско́го Куиваского погоста в составе Ореховского уезда Водской пятины Новгородской земли. Новгородские источники сохранили упоминание о том, что в Куйвошском погосте стоял храм Ивана Святого Предтечи. Раньше цепь усадеб тянулась вдоль Куйвозовского тракта: Оселки, Лилиентруд, Федоровна, Александровна, Софиенгоф, Матвеевская (Пери), а также Куйвози, принадлежавшие в XVIII веке князьям Урусовым, а в XIX веке разделенные на три части: Большое, Среднее и Малое.

 

 

И.И. Пущин 1837Для нас интереснее всего история Малого Куйвози, которое получило второе название Пущина горка: с 1844 по 1917 годы она принадлежала братьям декабриста Ивана Ивановича Пущина, который в 1817 году он окончил лицей, где завязалась его дружба с А.С.Пушкиным. Затем она принадлежала детям одного из них — Николая Ивановича, который воспитал и сына Пущина. Сам декабрист жил здесь зимой 1857 года.

В 1844 году П.И.Пущин купил имение Малое Куйвози и создал усадьбу, которая получила название Пущина Горка. Усадьба Пущина Горка расположена в деревне Куйвози Всеволожского района около развилки на Гарболово. Усадьба принадлежала разным представителям дворянского рода Пущиных.  От усадебного парка остались лишь некоторые старые деревья и пруд. КУЙВОЗИ — деревня мызы Еленино, принадлежало Действительному статскому советникуА.М. Колычеву В 1927 году был образован Куйвозовский финский национальный район с центром в Куйвози. Фактически это было признанием национальной автономии финнов-ингерманландцев.

В 1930 центр района был перенесён в Токсово. В 1935 году «Пограничную полосу» на Карельском перешейке начали очищать от финнов. 27 тысяч ингерманландских финнов в 1935-36 гг. выслали в Южный Казахстан и Среднюю Азию. 4 ингерманландских прихода: Miikkulainen (Никулясы), Vuole (Вуолы), Valkeasaari (Белоостров) и Lempaala (Лемболово, к которому относились Куйвози) — уничтожили полностью. В 1937-38 году, все финноязычные учреждения, как то школы, церкви, газеты и т.п. в Ингерманландии закрывают. Ингерманландско-финская интеллигенция уничтожается (ссылается или расстреливается) полностью. В кровавых чистках гибнут тысячи простых ингерманландцев. Куйвозовский (с 1936 Токсовский) национальный район ликвидирован в 1939 году перед началом советско-финской войны 1939—1940 гг. (Зимней войны). В наши дни Куйвози становится фактическим центром притяжения для возникших в окрестностях садоводств.

Екатериновка карта 1885годаЕкатериновка(фин. Vennäinkylä). Прежние названия: Екатериненская, Катеринина, Катеринино, Русская, Русская Слобод. Так же принадлежала роду Шуваловых. По народной этимологии русское название деревни происходит от императрицы Екатерины II, якобы останавливавшейся здесь менять лошадей по дороге в Петрозаводск.Финское название деревни происходит от «venäjän kylä» — русская деревня Первое картографическое упоминание — деревня «Екатериненская», на карте Санкт-Петербургской губернии Ф. Ф. Шуберта в 1834 году. После Великой Отечественной войны в Екатериновке жил Герой Советского Союза Семён Александрович Забогонский (1911—1965 гг.).

История населения данного района, как увлекательна, так, и порой, печальна.

Древнейшим населением Ингерманландии, вероятно были лопари (саамы) — древний оленный народ финно-угорского происхождения, некогда населявший всю Карелию, в том числе — Карельский перешеек, о прошлом присутствии которых свидетельствуют многочисленные топонимы, некоторые археологические находки и народные предания. В середине первого тысячелетия н. э. они вытесняются предками современных карел — летописным племенем Корела. Вместе с ростом влияния Новгорода с конца первого тысячелетия на Карельском перешейке начинают селиться славяне, а в 1227 году князем Юрием Всеволодовичем карелы были крещены в православие. В 1323 году следствием шведской экспансии на восток стало заключение Ореховецкого мирного договора, который разделил Карельский перешеек, а соответственно и карел на две части. Карелы, попавшие под власть Швеции, очень скоро перешли в католичество, а затем в лютеранство, но вплоть до конца XIX века они образовали большую и самобытную этническую группу эвремейсов. На территории исторической области Ингерманландии проживали Фи́нны-ингерманла́ндцы (фин. inkeriläiset, inkerinsuomalaiset, эст. ingerlased, швед. finskingermanländare) — субэтническая группа финнов. Язык ингерманландцев относится к восточным диалектам финского языка.

Национальный ингерманландский костюм в центре 1779 г.В нашей исторической справке Вы встречали упоминание о населении ряда деревень ингерманландцами -эурямёйсет. Кто они? Эвремейсы((фин. äyrämöiset), эвремейсет (от финского фин. äyrämöiset, äkrämöiset) — устоявшееся русское название, согласно финско-русской практической транскрипции — эурямёйсет) — часть коренного населения западной части Карельского перешейка. Одной из версий происхождения названия является языческий бог земледелия Экряс(фин. Äkräs), упоминаемый Микаэлем Агриколой (1550-1557), финским деятелем, переписчиком Библии на финский язык.

 

 

Микаэль АгриколаЭвремейсы оставались достаточно долго как в Западной части Карельского перешейка, так и позже в Ингерманландии отдельной группой, имеющей свой диалект, национальный костюм, обычаи, — например у них не было браков с другими народностями. Наряду с савакотами эвремейсы были главной народностью, образовавшей само понятие ингерманландцы. Их представителей можно было отличить друг от друга. Эвремейсы отличались от савакотов диалектом и женским костюмом. Мужчин-эвремейсов по одежде было не отличить в Ингерманландии от русских мужчин. Исследователи финского языка и собиратели национальных традиций описывали эвремейсов по своему характеру, как более консервативных и медлительных, чем савакотов, которые были более восприимчивы к принятию новых обычаев. С другой стороны эвремейсы пытались подражать моде савакотов, которую считали более современной и изящной. К началу ХХ века культурные отличия двух народностей исчезли окончательно, как в Финляндии так и в Ингерманландии. Единственное, что оставалось долго, это отличия в диалекте.

Диалект эвремейсов в Ингрии был во многом схож с ижорским языком, так как в основе первого лежал карельский язык, испытавший некоторое финское влияние, а второй был близкородственен карельскому. На рубеже XIX—XX веков в результате этнической консолидации групповое самосознание сменилось общефинским. Однако, этноним «эвремейсы» оставался в обиходе как минимум до всесоюзной переписи населения 1939 года.

Ингерманландский субэтнос сложился в результате миграции в ингерманландские земли, отошедшие к Швеции по Столбовскому миру, части финнов-эвремейсов и финнов-савакотов из центральных областей Финляндии. Финнизация Ижорской земли во многом облегчалась тяжёлыми демографическими потерями, понесёнными ею в период Смутного времени. Когда по Ништадтскому миру (1721) Карельский перешеек вновь был присоединен к России, население его составляли большей частью лютеране, а также небольшое количество православных ижор. Лютеране в основном были из всё ещё большой этнической группы эвремейсов, коренным населением западной части Карельского перешейка, а также савакот — разнородных переселенцев с запада Выборгской Карелии и прилегающей к ним земли Саво в современной восточной Финляндии. Летний праздник ингерманландских финнов. Петербург, 1889 годВ городах жили шведы и немцы. С этого времени в крае появились русские, в основном за счёт расквартированных на перешейке полков русской армии, духовенства, чиновников, переселённых крепостных, а во второй половине XIX века ещё и дачников. Конец этому положило обретение Финляндией, в составе которой находился Карельский перешеек c 1811, государственной независимости в декабре 1917.

 

1930-е — 1940-е.Эти годы являются самыми трагичными в истории края. С одной стороны, это годы подъёма сельского хозяйства и промышленности, годы военного строительства. С другой стороны, эти годы принесли местному населению много горя. В 1939 году, когда началась советско–финская война, национальный округ был ликвидирован, начались репрессии против финнов — финские школы закрыты, издания на финском языке запрещены. Хотя, надо заметить, что выселение финнов с территории Куйвозовской волости начались ещё раньше, когда в середине 30-х годов началось строительство укреплённого района вдоль государственной границы с Финляндией. Тогда возникла необходимость укрепления северо-западных границ Советского Союза. По прямому указанию правительства, вдоль всей линии границы с Финляндией стали создаваться военные городки, строиться доты, дзоты, возникли противотанковые надолбы и т. п., то есть создавался укрепленный район. В 1936 году на Карельском перешейке по инициативе командования Ленинградского военного округа было произведено переселение всего гражданского населения из предполья и ближайшего тыла строящегося Карельского укрепрайона. Строился он не на пустом месте. Многочисленные финские хутора были ликвидированы, людей выселяли в другие деревни и области, в частности, в Вологодскую область. Исчезали деревни. В 1941 г. отправлялись эшелоны из Куйвозовского, Гарболовского, Лехтусского и Волоярвского сельсоветов.

С начала 1930-х годов ингерманландское население подверглось репрессиям со стороны советских властей, итогом которых стало практически полное его исчезновение из районов традиционного проживания ко второй половине 1940-х годов. Можно выделить следующие три «волны» репрессий в отношении ингерманландцев до войны: первая и вторая в 1931, третья в 1935. В период массовой коллективизации большое число ленинградских финнов было переселено за пределы Ингерманландии, в Сибирь, на территорию Кольского полуострова, в Казахстан, Узбекистан.

На основе данных финских исследователей, собравших данные о численности населения и свидетельства самих выселенных, их переписку с родными, жертвами ссылки стали тысячи финнов. Весной 1935 года в основном в приграничных районах Ленинградской области и Карелии была проведена операция по выселению «кулацкого и антисоветского элемента». Резкие повороты этническая история перешейка начала претерпевать в 1939—1944, когда в результате Советско-финской войны по Московскому мирному договору (1940) он был присоединен к СССР и вошёл в состав вновь образованной Советской Республики — Карело-Финской ССР. Перед заключением договора финское и карельское население практически полностью было выселено в Финляндию, а на его место приехали русские. Уже через год, летом 1941, им в свою очередь пришлось эвакуироваться, после того как Финляндия вернула себе Карельский перешеек в ходе Советско-финской войны (1941—1944). Часть финского населения вернулась на прежнее место жительства, однако летом 1944, когда Карельский перешеек был занят советскими войсками, им пришлось уже вторично эвакуироваться. После депортации из области, а особенно из приграничных районов, людей, которых советская власть считала неблагонадёжными элементами, в частности, основной части прибалтийско-финского населения в 1936-ом, 1942-ом, 1943-ем годах и в ходе послевоенных репрессий, национальный состав Ингерманландии коренным образом изменился. Новая волна русских переселенцев сформировала современный этнический облик края.

 

Все материалы с Википедии и сайта всеволожск.инфо.

По вопросам бронирования на новогодние праздники уточняйте информацию у администратора по телефону +7 (812) 920 07 25.

Follow Us